Курс предназначен для групповой работы учеников 5–7 классов в рамках изучения физической географии и связанных с ней тем окружающего мира, естествознания и биологии. В стоп-кадре могут принять участие не только классы, но и индивидуальные участники, а также кружки и клубы натуралистов.
В начале осени деревья приобретают осеннюю раскраску, птицы собираются улетать на юг… Но везде ли так? В ГлобалЛаб есть участники из всех регионов России и многих стран мира. Где-то в эти дни ещё по-летнему тепло, а где-то уже затанцевали в воздухе первые снежинки. С вашей помощью мы могли бы создать тысячи местных «портретов» осенней природы и попытаться собрать из них мозаику – осенний портрет нашей планеты! Знаете, этот портрет, если он будет составлен из подробно документированных данных и фотографий, может заинтересовать и профессиональных учёных. В мире не так уж и много научных станций, которые собирают погодные и экологические данные. А вот школы есть практически в каждом уголке Земли.
В сентябрьский стоп-кадр вошли проекты:
Выбор опытного участка
Солнце над горизонтом
Температура воздуха
Облачный покров
Температура почвы
Влажность почвы
Птицы на виду
Грачи прилетели – весна или осень?
Берёзы жёлтою резьбой…
Выполнив их, мы сможем получить собственные данные о том, как связаны облачность, температура воздуха, температура и влажность почвы с тем, каких птиц сейчас можно увидеть и в каком состоянии листва берёз.
Таким образом, участникам предлагается самим выяснить, каково влияние абиогенных факторов среды (освещённость, температура воздуха, влажность и температура почвы) на поведение и состояние организмов, на переход природы к состоянию «осеннего покоя».
Все наблюдения проводятся в один и тот же день (23 сентября 2015 года) – это среда. Оформление анкет проектов может быть завершено в любое время до 30 сентября включительно. Если в вашей школе нет возможности провести работу на пришкольной территории в среду, то вы можете всё равно присоединиться к исследованиям стоп-кадра, выполнив их в любой другой день с 23 сентября и по 30 сентября включительно.
Для участия в стоп-кадре класс или группа делится на команды, каждая из которых отвечает за выполнение одного проекта. Ваш коллектив может выполнить все проекты стоп-кадра или выбранные несколько проектов.
Наблюдения проводятся (это очень важно) в астрономический полдень. Каждая команда знакомится с мультимедийным уроком, поддерживающим проект, при возможности репетирует проведение измерений и наблюдений, распечатывает бланки рабочего журнала, чтобы заполнить их в день осеннего равноденствия. После окончания сбора данных участники анализируют свои данные и данные, собранные другими участниками, и самостоятельно делают выводы о связи температуры воздуха и почвы с высотой солнца над горизонтом, связи географической широты с температурой воздуха, связи температуры воздуха с расстоянием до морей и крупных озёр (водохранилищ) и т.д.
В случае неблагоприятных погодных и иных условий (например, сильный ветер делает бессмысленным измерение температуры воздуха по предложенной программе, или сплошная облачность на востоке не позволяет увидеть тень рейки на земле, или шум распугал птиц, сделав невозможным их учёт, или идёт сильный проливной дождь и т.п.) соответствующие исследования отменяются или переносятся, но их нужно провести не позже 30 сентября 2015 года.
Не забывайте следить за результатами сентябрьского стоп-кадра, анализировать и обсуждать полученные данные. Для анализа данных необходимо отсортировать их по дате (инструкцию см. в документе «Как проанализировать результаты проекта»).
После заполнения анкет во всех проектах и анализа данных необходимо заполнить выводы в курсе «Сентябрьский синхронный стоп-кадр» на специальной вкладке «Выводы».
Срок подачи анкет в проекты с 23.09.2015 по 30.09.2015 включительно.
Срок оформления выводов в курсе до 07.10.2015 включительно.
Подробнее про участие и получение наград читайте в Правилах участия в Глобальном экологическом синхронном стоп-кадре ГлобалЛаб.