Воспитание детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс
интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На
Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого
встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж
говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя!
Я часто спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у
ваших детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы
их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не
способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся
в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки могут научить нас
наши дети!
Дети учат нас способности жить настоящим (здесь-и-сейчас). У взрослых людей очень много времени проходит
в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними воспоминаниями.
Многие — одними мечтами. И что интересно — ни среди «мечтателей», ни среди
«вспоминателей» счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут
настоящим. Дети же живут по принципу «есть только миг между прошлым и будущим —
именно он называется жизнь», и во многом это объясняет то, почему практически
все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.
Они наши учителя в развитии способности к необусловленной любви. Дети любят родителей не за что-то, а потому
что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую родителям самим
посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия у своих детей.
Также мы можем, наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической гибкости. Именно
психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают
сложные проблемы.
Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему. Большинство
взрослых «запирают дверь» в свое сердце. В какой-то степени это необходимо,
ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в «открытое сердце»
могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному
восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время
закрыт для него, соответствующее.
Дорогие взрослые, а вы давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы научить
нас способности удивляться. К сожалению, часто приходится слышать, как многие
взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут
гордиться — непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека
вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый
миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с
дерева, солнечному лучу и т.п.
Вы наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети.
Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено
различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют
нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.
Еще один урок нам, взрослым, — это способность детей к необусловленной радости. Радость взрослого
человека в подавляющем большинстве случаев связана с чем-либо: радость от
встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего
урожая на огороде и т.п. Есть и другие радости. Морис Метерлинк в «Синей Птице»
указывает на следующие Великие Радости: «Великая Радость — Быть Справедливым»,
«Радость Быть Добрым», «Радость Завершенного Труда». «Радость Мыслить»,
«Радость Понимать», 'Радость Созерцать Прекрасное", "Великая Радость
Любить” и др. Но все эти радости, и великие, и мелкие, лишь частички единой,
настоящей радости – радости, обитающей внутри нас, для которой, собственного
говоря, и причины особенно не нужны. Все наши мелкие или даже «великие» радости
являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в
каждом из нас. Чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она
будет проявляться, тем скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души,
когда радость, беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый
прожитый нами день.
А замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и
шаблоны? Чем старше человек становится, тем больше его ум «опутывают»
разнообразные условности и ограничения, а стереотипы «создают» своеобразную
стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное
желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и
порвать путы, то хотя бы ослабить их воздействие.
Легкость в восприятии нового – еще один ценный урок, приготовленный нам
нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к
изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и
сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз
оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед
другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и
организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное
явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно
быть в меру, иначе никакого развития не будет.
Очень верно заметил Г.К.Честертон: «Все мы гении, пока нам не исполнится
десять лет». И действительно, всем детям (пока родители, детский сад и школа не
«заблокировали» им каналы творчества) свойственно постоянное творчество.
Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их
жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он
вырастет.
Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то
степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру
(иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше,
если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В
детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И
только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит
думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это
не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для
здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с детьми!
Ну и, конечно, нам стоит поучиться у детей способности быть счастливыми.
Русский философ Григорий Померанец писал: «Можно быть счастливым беспричинно.
Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда
способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и
любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о
завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут
быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают
работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором — и
проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах,
а в нашей способности откликаться вещам — простым, естественным, дарованным: небу,
дереву, человеку».
И если мы, взрослые, способны откликаться этим 12 урокам любви,
предлагаемым нашими маленькими учителями, значит, мы готовы стать любящими
родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и
безусловной Любви!
Сергей Аваков |