Открытие секретов плавания тел
Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Я.А. Коменский
Жить в XXI веке и быть дистанцированным от научных знаний и технологий – невозможно. Наука – удивительное всепроникающее явление. Она способна каждому дать что-то необходимое, войти в каждый дом, стать комфортным, понятным и полезным собеседником, подарить вдохновение для выбора профессиональной цели или превратиться в прекрасное хобби в выходные дни. И еще Наука не должна иметь ограничений по возрасту. Чем раньше произойдет это знакомство и увлечение, тем быстрее придет успех и будут сделаны новые открытия.
Важнейшим элементом обучения школьников естественнонаучным дисциплинам, служит практико-ориентированный подход. Главная цель образования – не «вложить знания в голову детей», а по возможности, познакомить ребят с картиной мира и научить их пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта.
Изучение естественных наук невозможно без практических занятий, поэтому в рамках проекта «ЭкспериментУМ» 15 марта во 2 школе состоялся межпредметный естественнонаучный практикум «Секреты плавания тел».
Программа межпредметного практикума
Время
|
Место
|
Содержание работы
|
Ответственные за проведение
|
Ресурсы
|
9.30 – 9.40
|
Кабинет № 201
|
Погружение
|
Зикирин К.М. Салтуганова М.М.
|
Презентация
Легенда
|
9.40 – 10.10
|
Научные станции (лаборатории и мастерские), кабинеты № 239, 241, 241, 243
|
Теоретические и практические исследования в области естественных наук
|
Зикирин К.М.
Половко Л.В.
Авраменко Я.П.
Сотникова Т.Н.
|
Маршрутный лист команды, Задания для работы на научных станциях
|
|
Ресурсный центр, кабинет № 204
|
Ресурсное обеспечение проекта
|
Сайфуллин В.М. Гарькуша Ю.А.
|
Пластиковая накопительная карта
Материалы для изготовления макета плавательного средства
|
10.30 – 11.10
|
Кабинеты № 239, 241, 241, 243
|
Практикум по моделированию и конструированию
|
Зикирин К.М.
Половко Л.В.
Авраменко Я.П.
Сотникова Т.Н.
|
Материалы для изготовления макета плавательного средства, приобретенные командами
|
11.30 – 12.10
|
Кабинет № 201
|
Защита проектов
|
Зикирин К.М.
Половко Л.В.
Авраменко Я.П.
Сотникова Т.Н.
|
Презентации команд, модели плавательных средств, место для испытания плавательного средства
|
12.10 – 12.30
|
Кабинет № 201
|
Рефлексия
|
Половко Л.В.
Салтуганова М.М.
|
|
Ребятам предстояло ответить на вопрос: «Какими принципами руководствовались конструкторы разных эпох, создавая водные суда?». Команды получили задание и маршрутные листы и приступили к работе.
В научных лабораториях, в поисках ответа на вопрос, учащимся предстояло выполнить теоретические исследования, опыты и эксперименты.
Физическая научная станция
Команды выполняли задания на выяснение условий плавания тел: проводили наблюдение за поведением тел разной плотности в воде; производили измерение, вычисление и сравнение силы тяжести и выталкивающей силы, действующих на тела и наблюдали как ведут себя эти тела в воде; определяли зависимость глубины погружения тел в воду (осадку) от плотности тел; попытались придать куску пластилина такую форму, чтобы он смог держаться на поверхности воды. В результате работы командами были сформулированы выводы об основных условиях плавания тел, условиях плавания судов, которые необходимо будет учитывать при конструировании плавательного средства.
Биологическая научная станция
Ребята работали с текстами биологического содержания «Плавательный пузырь» и «Водоплавающие птицы». После изучения научных текстов, они определяли особенности строения костных рыб и водоплавающих птиц, благодаря которым те могут изменять глубину своего погружения и оставаться на плаву. На основании этого определили физические свойства живых объектов: плавучесть и плотность. В результате работы были определены приспособления живых организмов к водной среде обитания, которые необходимо учитывать при конструировании своего плавательного средства.
Географическая научная станция
На этой научной станции ребятам предстояло определить маршрут путешествия и познакомиться с природными условиями и явлениями, с которыми они могут столкнуться, путешествуя на своем плавательном средстве. Используя карты, ребята определили климатические особенности территории, глубину и соленость морей, познакомились с особенностями стран, вдоль берегов которых им предстояло путешествовать. В результате работы были определены условия, которые необходимо учитывать при конструировании своего плавательного средства.
Химическая научная станция
В лаборатории химического анализа команды экспериментальным путём доказали, что плотность воды необходимо учитывать при судостроении. Ребята измеряли плотности морской (солёной) и речной (пресной) воды с помощью ареометра, сравнивали выталкивающую силу на примере пробки и парафина. В результате работы были определены свойства жидкостей, которые необходимо учитывать при конструировании своего плавательного средства.
В качестве мотивирующего фактора были использованы элементы игрофикации: игровая легенда и игровая валюта (командная накопительная пластиковая карта).
В ходе работы на научных станциях, за правильно выполненные задания учащиеся получали бонусы в виде игровой валюты ρ (РОшки). На средства, заработанные на научных станциях, учащиеся могли купить материалы (из предложенного им прейскуранта) для моделирования своих плавательных средств.
Команды, которые заработали больше РОшек, получили возможность приобрести более дорогостоящие материалы и в больших количествах, что позволило им сэкономить время при построении модели водного судна и сконструировать ее более качественно.
Во время презентации команды представили свое плавательное средство и провели его испытание.
Знание, которое может опереться на соответствующий собственный опыт, является существенно более глубоким и прочным, чем сообщенное в устной форме. Благодаря полученным знаниям юные конструкторы успешно смоделировали водные плавательные средства, используя знания, полученные в ходе работы на научных станциях. Сконструированные ими модели плавательных средств на основе законов природы стали ярким доказательством успешно формируемой единой естественнонаучной картины мира.
В ходе обсуждения результатов практического дня педагоги пришли к выводу, что использование активных методов привлечения учащихся к исследовательской деятельности по естественнонаучной тематике значительно расширяет возможности освоения учебных предметов естественнонаучного цикла, позволяет осуществлять естественнонаучное образование на современном техническом и методическом уровне.
Социальный заказ школе состоит в том, чтобы ее выпускники были способны ориентироваться в новых условиях, приобретать необходимые знания и умения для своей профессиональной деятельности и повседневной жизни, самостоятельно планировать и контролировать свою работу, осуществлять поиск информации и критически ее оценивать, предвидеть результаты своих действий и последствия принимаемых решений. В рамках предметной области «Естественнонаучные предметы» (физика, биология, химия, география) широкие возможности для формирования таких умений предоставляют эмпирические и теоретические методы получения новых знаний — естественнонаучные методы познания.
При обучении этим методам происходит развитие интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение выделять главное, делать выводы и др.), формируются такие исследовательские умения, как целеполагание, планирование деятельности, контроль выполнения плана, сопоставление результатов исследования с предвиденными, закладываются основы формирования представлений о естественнонаучной картине мира и понимания сути природных явлений и процессов.
Приказ ОО от 07.03.2018 № 183
Сайт школы - ссылка
Сайт "ЭкспериментУМ" - ссылка
|