I. Пояснительная записка
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения, касающиеся приоритетов регионального содержания образования.
В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и воспитания. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
♦ личностная культура
♦ семейная культура
♦ социальная культура.
Личностная культура - это:
■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению;
■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;
■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура - это:
■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура - это:
■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
■ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
■ чувство патриотизма и гражданской солидарности.
Возрастные особенности:
7 класс – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Семиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Подростковый возраст – это возраст развития самосознания. Интерес к себе и другим, высокая энергичность, быстрая смена интересов, ориентация на осуществление «авторского» действия в различных областях науки, искусства.
Ведущая деятельность подросткового возраста – социальное экспериментирование и проектирование.
Цель программы:
Создание условий для развития нравственной, интеллектуальной, коммуникативной личности, способной к самопознанию, саморазвитию, и самореализации.
Задачи:
• содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, культуры, познавательной активности;
• создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического саморазвития и самовыражения личности;
• предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности (проектных и исследовательских), ориентированных на общечеловеческие ценности (педагогическая поддержка).
• способствовать становлению классного коллектива как дружной семьи единомышленников со своими традициями, с отношением доверия и уважения друг к другу, взаимопомощи, КОМАНДЫ.
Программа рассчитана на учащихся основной школы.
Срок реализации программы- 5 лет
Ожидаемые результаты:
- активная жизненная позиция школьника;
- приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
- патриотическое и гражданское самосознание;
- уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
- соблюдение народных традиций;
- толерантное отношение к окружающим;
- представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
На выбор цели повлияли следующие интересы и потребности учащихся и их родителей:
- проблемы, существующие в общении между людьми;
- безнравственность и бездуховность, проявляющиеся в обществе;
- падение интереса к знаниям;
- желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, физически здоровыми, интеллектуально развитыми
Кредо классного руководителя:
- внимание - каждому ученику: каждый ребенок интересен, оригинален, талантлив
- трудных детей не бывает, бывает не правильное отношение к ним взрослых.
- не навредить, заметить и помочь в раскрытии творческой индивидуальности личности ученика.