Лаборатория «ЭкспериментУМ». Тренинг с ГИА-лабораториями
Лаборатория "ЭкспериментУМ" «открыла дверь» Фестиваля науки 7 октября в Школе Роста.
Самое трудное в подготовке к ОГЭ,— это научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных учителем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
Одним из дефицитов, выявленных в результате анализа выполнения заданий ОГЭ по физике, является недостаточное понимание учащимися явлений и процессов, обнаруживаемых в процессе проведения демонстрационных и ученических опытов. Тренинг, организованный в рамках Фестиваля «ЭкспериментУМ», нацелен на организацию работы старшеклассников с практическим оборудованием ГИА-лабораторий. Для сотрудничества была приглашена разновозрастная группа ребят, которые уже учатся или планируют поступать на физико-математический профиль. Перед будущими физиками была поставлена цель - исследовать законы электрического тока по индивидуальному плану, который они должны продумать самостоятельно. Вторая группа ребят работала над рациональностью применяемых способов по идентификации неизвестного вещества. В процессе поиска и экспериментов цель была достигнута. Ребята оценили преимущества современных ГИА-лабораторий и еще на шаг продвинулись к своему успеху в постижении физических законов.
ПрактикУМ МК «Биоматематика»
Занятие-практикум естественнонаучного направления
Важнейшим элементом обучения школьников естественнонаучным дисциплинам, служит практико-ориентированный подход. Главная цель образования – не «вложить знания в голову детей», а по возможности, познакомить ребят с картиной мира и научить их пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Изучение естественных наук невозможно без практических занятий, поэтому в рамках школьного Фестиваля был проведен биологический практикум.
Занятие проходило не в стандартной обстановке для учащихся, вне кабинетных стен, а в тематически оформленной рекреации, где представлены баннеры стендовых докладов учащихся, представленные в рамках научно-практических конференций.
Идея проведения занятия принадлежит учащимся, которые добились успеха в проектно-исследовательской деятельности и являются победителями и призерами очных городских и окружных научно-практических конференций Шигабетдиновой Веронике, учащейся 9 класса и Салтуганову Ивану, учащемуся 7 класса. Ребята познакомили учащихся 7 классов и гостей со своими проектно-исследовательскими работами, предложили осуществить первые практические пробы в рамках этих работ: определить степень загрязненности водоема по биологическим показателям с использованием методики Майера, приготовить временные препараты растительных тканей и сделать их фото для дальнейшего использования на уроках биологии. Ребята поделились перспективами развития своих проектов и предложили всем участникам занятия присоединиться к их проектной группе и продолжить работу по созданию собственных коллекций микропрепаратов и других биологических объектов, а возможно разработать и собственные проекты.
Таким образом, использование активных методов привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности по естественнонаучной тематике значительно расширяет возможности освоения учебных предметов естественнонаучного цикла, позволит осуществлять естественнонаучное образование на современном техническом и методическом уровне.
Виртуальная экскурсия в геологический музей УГГУ и музей минералов и горных пород, размещенный на страницах сайта учителя географии Лилианы Половко
У Г.Х. Андерсена есть замечательная сказка «Соловей». Это сказка-предостережение: люди, оторванные от истории своего народа, его культуры, не способны адекватно воспринимать явления жизни, их духовная бедность несомненна, их стойкость перед трудностями жизни мала. Музеи – хранители духовных ценностей, поэтому так важно каждому человеку периодически посещать их, делая для себя открытия.
Организация поисковой, исследовательской деятельности в условиях музейной среды, непосредственный контакт с историческими материалами, культурным наследием предшествующих поколений обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.
Виртуальный музей представляет собой отражение экспозиции реального музея в сетевом пространстве Интернет. Конечно же, он не ставит целью заменить реально существующий, т.к призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий.
Основная идея занятия заключается в том, что экскурсия повысит эффективность учебно-воспитательного процесса путём включения обучающихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий. Кроме того, виртуальные экскурсии очень удобны, когда посещение территориально отдаленных музеев невозможно для всех учащихся, а благодаря такой экскурсии они «побывают» не только в своем городском музее, но и в самых отдаленных музеях страны.
Уральский геологический музей Горного университета это более 40 000 экспонатов, самый «маленький» экспонат - кристалл «Малютка», весом 784 кг., Ребята с увлечением знакомились с отделами музея: минералогическим, полезных ископаемых и палеонтологическим, в котором представлены уникальные экспонаты: от бивней мамонта, до спирального челюстного аппарата предков акул. Во время виртуальной экскурсии ребята познакомились с уникальными экспонатами геологического музея УГГУ, узнали много интересных фактов о минералах и горных породах, которые найдены в окрестностях города Муравленко. Экскурсия закончилась, а новые исследования и открытия продолжаются.
Исследовательская экскурсия «Фенологические наблюдения»
Ученики вторых классов под руководством Осинцевой Оксаны Николаевны провели занятие в рамках метапредметного курса «Юные фенологи». Гостями данного занятия были родители второклассников, педагоги и ученики МБОУ «Школа №4», представители управления образования.
Ребята с радостью и увлечением сами выбрали область проектной деятельности и объект наблюдения: атмосфера, биосфера, почва. Провели исследования на улице, записали свои наблюдения в дневник и представили итоги своих исследований. Во время экскурсии родители выступали в роли активных участников проекта и экспертов.
Самым интересным моментом, по мнению ребят, была работа с микроскопом. Свои выводы учащиеся групп занесли в «Дневник юного фенолога» - проект на платформе «ГлобалЛаб». Учащиеся 7 класса выступали в роли тьюторов и помогали второклассникам проводить наблюдения, делать измерения и фиксировать результаты. Родители заинтересовались интересным проектом и решили продолжить с детьми исследования и работу на платформе «ГлобалЛаб».
Такие занятия ребята ждут с нетерпением и приносят новые идеи для проведения исследований и проектной деятельности, это мотивирует их стремление к успешной учебе и развитие личностного роста.
Фестиваль науки проходил под девизом «Сделай свое открытие!».
Искра любознательности и интереса к научному поиску была зажжена, и мы уверены, что в будущем новые открытия ждут ребят – участников Фестиваля науки «ЭкспериментУМ». |